Глоссарий Словарь терминов по презентации и слайдшоу
|
Абзац - это отступ в начальной строке печатного или рукописного текста (часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строки). В графических редакторах текста абзац — это последовательность строк, выровненная слева и справа по некоторым границам. |
Данные — информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека. |
Контекстное меню — команды, которые предназначены для обработки только активного объекта и связаны с текущей операцией. Контекстное меню открывается в результате нажатия правой кнопки мыши или клавиатурной комбинации [SHIFT + Р10]. |
Презентация — набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью РоwerPoint.
Премастеринг — процесс перевода звуковых и видеоматериалов в конечную форму, пригодную для записи на DVD диск.
|
Авторинг — создание авторского произведения из имеющегося оцифрованного видеоматериала, фотографий, видеозаставок, меню, текстов, субтитров и звука. Авторинг -дисков, как правило, связан с работами по созданию статичных или анимированных интерактивных меню, слайд-шоу, титрованием, кодированием видео и звука, созданием интерактивных и обучающих программ и мультимедийных ВУВ. |
Децибел (дБ) — 1 дБ = 0,1 Б. Бел (Б) — логарифмическая единица измерения отношений двух одноименных физических величин (например звукового давлении, мощности, напряжения, тока и т.д.). По имени аме-риканского изобретателя А.Г.Белла (1847 —1922). |
Конфигурация — компоновка системы с четким определением характера, количества взаимосвязей и основных характеристик ее функциональных элементов. |
Программа 1) упорядоченная последовательность команд, подлежащая обработке; 2) последовательность предложений языка программирования, описывающих алгоритм решения задачи. |
Алгоритм — понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
Антиква — шрифт с засечками. Собирательное название группы шрифтов, основным отличительным признаком которых является наличие засечек. Антиква — рисунок шрифта, названный так по сходству с рисунками шрифтов античной эпохи, в частности римского архитектурного шрифта начала новой эры, округлый гармоничный изящный шрифт; появился в конце XV в. в Италии. |
Диск — носитель информации, представляющий собой круглую пластину, покрытую слоем материала, способного запоминать и воспроизводить информацию. Различают магнитные, оптические и магнитооптиче-ские диски. |
Конфликт — ситуация, когда разные части программы или другой системы используют одно и то же имя для обозначения разных объектов. |
Программный кодек — метод сжатия, позволяющий создавать и воспроизводить сжатые цифровые видеопоследовательности без помощи специального оборудования. Качество такого видео зависит от произво-дительности системы в целом. |
Артефакты — искажение изображения, обусловленное потерями качества при сжатии видеоинформации (слово «потери» употребляется здесь потому, что часть данных отбрасывается для уменьшения объема информационного потока). Чем сильнее степень сжатия, тем заметнее артефакты. |
Дискретизация — составная часть технологии сжатия данных изображения в формате №ЕС. Самые важные элементы изображения представляются с наибольшей степенью точности, а менее существенные для че-ловеческого глаза детали передаются с меньшей точностью. |
Коэффициент сжатия — цифровое выражение соотношения между объемом сжатого и исходного видеоматериала. Например, коэффициет 200:1 означает, что если принять объем полученного после компрессии ролика за единицу, то исходный оригинал занимал объем в 200 раз больший. Обычно чем выше коэффициент сжатия, тем хуже качество видео. |
Протокол — результат хранения в хронологическом порядке информации о ходе выполняемого процесса. В вычислительных сетях — совокупность семантических и синтаксических правил, определяющих работу функциональных устройств. |
Атрибут — признак, описатель данных, содержащий одну из характеристик данных: имя, тип, длина, форма представления, система счисления. |
Драйвер — файл, содержащий информацию, необходимую для управления работой периферийных устройств. Например, драйвер видеозахвата управляет платой видеозахвата. |
Курсор — перемещаемый видимый указатель, используемый для указания позиции на поверхности визуализации (дисплее), над которой будет осуществляться действие. |
Процесс дискретизации — процесс получения цифровых значений величин преобразуемого аналогового сигнала в определенные промежутки времени. |
Битрейт применительно к потокам данных — количество бит в 1 с. Иначе говоря, это скорость передачи данных, которая необходима для просмотра (прослушивания) какого-либо видео- или аудиофайла в режиме реального времени. Термин применяется как в видео-, так и в аудиоредакторах. |
Зависание — состояние вычислительной системы, при котором она перестает выдавать результаты и реагировать на запросы извне (внешние прерывания). |
Легенда — рамка, в которой определяются узоры или цвета рядов или категорий данных на диаграмме. |
Раздаточный материал — распечатанные в компактном виде слайды (2, 3, 4, 6 или 9 слайдов на одной странице). |
Бит — минимальная единица количества информации в ЭВМ, равная одному двоичному разряду (1 или 0). |
Загрузка — пересылка данных с носителя данных в основную память или из основной памяти в регистровую в целях использования их в операциях процессора. |
Макет РоwеrРоint — схема оформления элементов слайда, т. е. присут ствие и расположение заголовков, подзаголовков, списков, рисунков, та блиц, диаграмм, автофигур и видеофрагментов на слайде. |
Растворение — эффект перехода, при котором видеоизображение одной сцены постепенно замещается очередной сценой. |
Блок-схема — графическое представление алгоритма с помощью специальных символов. |
Запрос — входное сообщение, содержащее требование к системе на выделение ресурсов. |
Макрос — действие или набор действий, используемые для автомати зации выполнения задач. |
Расширение — элемент спецификации файла, определяющий его тип. |
Буфер обмена — область временного хранения данных, совместно используемая всеми программами. В ней размещаются данные, участвующие в операциях вырезания, копирования и вставки. Каждый раз новые данные, записываемые в буфер обмена, заменяют хранившиеся в нем до этого данные. |
Затухание и проявление (фейдер) — эффект цифрового видео, заключающийся в том, что изображение постепенно проявляется из черного экрана в начале клипа и постепенно превращается в черный экран в конце клипа. |
Маркер данных — полоса, область, точка, сегмент или другой элемент на диаграмме, соответствующий одному значению одной ячейки листа Маркеры данных одного цвета на диаграмме образуют ряд данных. |
Редактирование — изменение порядка размещения, формата и содержимого данных. |
Видеоданные — информация, представленная в зрительных образах: рисунках, схемах, графиках. |
Звук — акустическая волна, распространяющаяся в пространстве. В каждой точке пространства она может быть представлена функцией амплитуды от времени. |
Меню — список вариантов (режимов, команд), выводимых на экран дисплея и предлагаемых пользователю для выбора. Выбранный вариант определяет следующее действие системы. |
Результат — совокупность данных, получаемых по завершении операции, программы, задания. |
Видеоустройство — устройство отображения данных: монитор, дисплей. |
Звук 5.1 (5.1-канальный звук) — разновидность стереофонического звука, используемого в основном в кино и ставшая стандартом для кинотеатров и ВУВ-дисков. Пять каналов: левый, центральный, правый, тыловой левый и тыловой правый каналы. |
Многозадачность — мультизадачный режим работы вычислительной системы, в котором операционная система способна обрабатывать одно временно множество задач. |
Ресурсы — средства вычислительной системы, которые могут быть выделены процессу обработки данных на определенный интервал времени. |
Видеофильтр (для видеоредактора) — программа, выполняющая дополнительную обработку видео в процессе нелинейного монтажа. Действие фильтра аналогично различным эффектам в графическом редакторе (берется изображение на входе и с помощью некоторого алгоритма строится изображение на выходе). Некоторые видеофильтры могут оперировать не с одним кадром, а с цепочкой из нескольких кадров. |
Звук 7.1 (7.1-канальный звук) — семь каналов: левый, центральный, правый, боковой левый и боковой правый, тыловой левый и тыловой правый каналы. В терминологии многоканального звука 7.1 обозначает канал низкочастных эффектов с диапазоном до 100 Гц. |
Монитор — 1) в вычислительной технике — дисплей, в котором ин формация отображается на экране; 2) программировании — часть операционной системы ЭВМ, организующая согласованную работу нескольких программ |
Рисунок SmartArt — визуальное представление сведений, которое можно настроить в соответствии с потребностями пользователя ПК. Преобразование текста в рисунок SmartArt — это быстрый способ преобразовать существующие текстовые слайды в профессионально выглядящие графические иллюстрации. |
Винчестер — малогабаритный пакет жестких магнитных дисков, герметизированных вместе с головками чтения-записи в одном корпусе. Является внешней памятью ПК. |
Интерфейс — совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для организации взаимодействия различных устройств. |
Мультизадачность — способ организации асинхронного программирования, основанный на использовании мультизадачного режима работы вычислительной системы. |
Русификация — трансформация части или всех компонент языка программирования на русский язык. |
Висячая строка — начальная строка абзаца, завершающая полосу, или концевая неполная строка абзаца, начинающая полосу, недопустимые по традиционным правилам верстки. |
Информация — совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. |
Мультимикропроцессор — многопроцессорная система, состоящая из микропроцессоров. |
Ряд данных — набор связанных между собой элементов данных, отображаемых на диаграмме. Каждому ряду данных на диаграмме соответствует отдельный цвет или способ обозначения, указанный на легенде диаграммы. |
Внедренный объект — данные, содержащиеся в файле-источнике и вставленные в файл назначения в виде объекта. После внедрения объект становится частью файла назначения. Изменения, вносимые во внедренный объект, отражаются в файле назначения. |
Капчуринг — отбор в процессе редактирования видеофрагментов наилучших стоп-кадров, которые могут далее быть использованы как для печати фотографий, так и для оформления фильма. |
Оперативная память ПК — основная память, к которой непосредственно обращается центральный процессор для выборки данных и временного хранения результатов вычислений. Не сохраняет информацию после выключения ПК. |
Свопинг — докачка, страничный обмен. |
Вывод — передача данных из основной памяти во внешнее устройство. |
Квантование — процесс замены реальных значений аналогового звукового сигнала его приближенными величинами с определенной степенью точности. |
Оптимизация — улучшение характеристик системы. |
Сглаживание — метод выравнивания ступенчатых краев в точечных изображениях. Обычно производится путем затенения контуров с помощью пикселов, цвет которых занимает промежуточное положение между цветом граничной линии и цветом фона, в результате чего переход получается менее резким. |
Выгрузка — в многозадачных системах — перемещение задачи из оперативной памяти на диск в целях освобождения места в оперативной памяти для выполнения задач с более высоким приоритетом. |
Клип — сегмент видео, записанного на ПК. Каждый отдельный клип может быть либо включен в законченный вариант фильма, либо вырезан из него. |
Опция — дополнительное средство, указываемое в задании для обрабатывающей программы и предназначенное для модификации основного режима ее работы. |
Сеть — средство теледоступа — сеть передачи данных, вычислительная сеть. |
Выполнение — осуществление с помощью средств ПК определенных действий, предусмотренных в команде, запросе, программе. |
Кодек (сокращение от сотргеззог и десотргезаог) — программа для кодирования и декодирования информации в целях ее сжатия. Для воспроизведения цифрового видео система должна иметь тот же самый тип кодека, который используется для кодирования видео. Иначе говоря, это алгоритм, который сжимает (упаковывает) и восстанавливает (распаковывает) данные изображений. Кодек может быть реализован как в программном, так и в аппаратном виде. |
Откат — возвращение в последнюю контрольную точку. |
Сжатие — метод уменьшения размеров файлов. Существует два вида сжатия: без потерь и с потерями. Файлы, сжатые без потерь, могут быть восстановлены в точном соответствии с первоначальным состоянием. При сжатии с потерями часть данных отбрасывается, что несколько ухудшает качество изображения. Степень ухудшения качества зависит от степени сжатия. |
Выход — любая команда в программе, после выполнения которой управление этой программой больше не осуществляется. |
Кодирование — отождествление данных с их кодовыми комбинациями. |
Патч — изменение, приведенное в объектном модуле или в скомпонованной программе в процессе патчирования. |
Сканер — оптико-электрическое устройство ввода изображения. |
Гарнитура шрифта — обладающее собственным названием семейство начертаний, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков (в некоторых случаях гарнитура состоит из одного начертания). В качестве названия гарнитуры часто используется имя художника, спроектировавшего ее или её прототип.
В гарнитуре из нескольких начертаний обычно одно (основное) предназначено для набора основного текста, а остальные — для смысловых выделений в тексте и набора заголовков. Существуют традиционные гарнитуры или созданные независимыми дизайнерами. Основным размером, по которому различают шрифты внутри одной гарнитуры, является его кегль (кегель). |
Колонтитул — элемент структуры издания, содержащий некоторые справочные данные об издании, например фамилию автора, заглавие книги (журнала, статьи), заголовок раздела, начальные буквы или заголовки статей в словарях, помещаемые над текстом каждой страницы. |
Переход — визуальная связь между соседними видеоклипами; это может быть простая монтажная склейка или же броский анимационный эффект. Простейшие виды переходов такие, как монтажная склейка, затухание, проявление, растворение, вытеснение и ввод в кадр, являются частью визуального «языка» фильмов и видео. |
Скорость данных — количество данных, передаваемых за единицу времени, например, число байтов, считанных с жесткого диска или записанных на диск в течение 1 с, или объем видеоданных, обработанных в течение секунды. |
Гиперссылка — цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту файла или веб-странице. |
Колонцифра — номер страницы в книге. Колонцифра — элемент издания, представляющий собой цифру, обозначающую порядковый номер страницы или столбца и помещаемую на верхнем, нижнем или боковом поле страницы. |
Пиксел — наименьший элемент изображения на мониторе. Английский термин представляет собой сокращение от picture element: — элемент изображения. |
Слайд — отдельная страница (кадр) презентации, которая может включать: заголовок, текст, графику, диаграмму, рисунок и другие элементы иллюстративной графики, аудио- и видеоинформацию. Созданные в PowerPoint слайды можно распечатать на черно-белом или цветном принтере, либо с помощью специального оборудования изготовить 35-миллиметровые слайды на фотопленке, а также подготовить диапозитивы для демонстрации их на экране с помощью эпидиаскопа или проекционного аппарата типа Overhead |
Глубина цвета — число разрядов, отведенных для хранения данных о цветах в каждом пикселе. Одноразрядная глубина цвета допускает использование двух цветов, 8-разрядная глубина — 256 цветов, а 24-разрядная — 16 777 216 цветов. |
Команда — 1) управляющий сигнал, инициирующий выполнение определенной операции в исполнительном устройстве; 2) выражение, определяющее одну операцию и ее операнды. |
Подпись данных — информация на диаграмме с дополнительными сведениями о маркере данных, представляющем одну точку данных или значение ячейки листа. |
Слот — разъем для подключения дополнительного устройства. |
Графика — 1) средства и системы ввода, отображения и вывода изображений; 2) область программирования, связанная с созданием систем построения изображений. |
Компонент — 1) составная часть программного комплекса; 2) элемент электронной схемы. |
Подпрограмма — программа, являющаяся частью другой программы и удовлетворяющая требованиям, которые язык программирования предъявляет к структуре программы. |
Совместимость — свойство различных по конструкции устройств выполнять идентичные функции. |
Графический формат — способ организации информации в файле цифрового изображения. |
Конспект доклада (заметки выступающего) (компьютер) — уменьшенное изображение слайда и текст, поясняющий его содержание. |
Пользователь — лицо, пользующееся функциональными возможностями вычислительной техники для получения информации и решения разных задач. Различают категории пользователей: аналитик, программист системный или прикладной, администратор, оператор ЭВМ, конечный пользователь. |
Стиль текста — совокупность всех параметров оформления текста, присущих данному его отрезку. |
|
|
|
|
|